Ворчалка №1

 

Тоскую по временам, когда учебники в школе были едиными и не менялись десятилетиями. Ну, так, имели место легкие корректировки, дополнения… Но в целом — одни поколения учеников сменяли другие поколения, и все они учились по одним и тем же учебным пособиям. Учителя знали свои учебники досконально, поэтому давали материал внятно и уверенно, школьники это чувствовали и принимали так, как надо.

Потом начались эксперименты. наверху окончательно и бесповоротно победила точка зрения о необходимости разнообразия пособий. Мол, школа сама решит, что лучше для ее детей. Развилась конкуренция среди коллективов авторов. Каждый новый учебник, утвержденный Министерством образования (и науки), прошедший проверку на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту, тянул за собой серию пособий (рабочие тетради, дидактические материалы, сборники логических схем, хрестоматии, альбомы и т.п.), призванных «расширить и углубить», а на деле распыляющих внимание несчастного подопытного ученика.

Все это делалось в благородном порыве — сделать детей умнее, заменить старые мозги на новые, вырастить, наконец, образованных людей (а то ж раньше-то беда была!).

Эксперименты — дело тонкое. Можно достичь успеха, а можно и навредить. Надо было прославить и внедрить по всей стране учебники математики Л.Г.Петерсон, десять или даже пятнадцать лет прививать их сопротивляющимся младшеклассникам, чтобы понять: НЕ ПОДХОДИТ! Потому что те, кто в начальной школе учился по этим учебникам, оказывались не способными самостоятельно воспринимать и осваивать материал в средних классах (им обязательно требовалась помощь родителей или наставников).

То же относится и к учебникам по русскому языку. В стремлении к совершенству авторы забывают о том, что получателями их наукообразных текстов, заданий и упражнений являются живые люди, дети. А погоня за скорейшим выходом новых учебных изданий и, соответственно, за скорейшей материальной отдачей, приводит к непродуманности, к ляпам и ошибкам. Некоторые задания просто невыполнимы!

Сегодня приведу один пример из программы 8 класса. Пример взят из рабочей тетради к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс». Никто из известных мне людей (включая даже учителей-словесников) не смог справиться с заданием.  Вернее, неразрешимыми оказались схемы предложений под номерами 3 и 6. И пусть вас не расслабляет задание, в котором говорится о пяти предложениях: наша учительница приказала делать все семь. 🙂

составить предложения по схемам