5 ошибок на 100 слов

Первое обязательное для допуска к ЕГЭ итоговое сочинение, которое с недавних пор  именуют не иначе как «президентское», состоится в первую среду декабря 2014 года. Но критерии, по которым оно будет оцениваться, до сих пор не совсем понятны.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), подведомственный Рособрнадзору, подготовил рекомендации, и до 30 сентября эти рекомендации предлагалось всесторонне обсудить. По идее, какое-то время еще необходимо, чтобы обобщить мнения всех заинтересованных участников «народного» обсуждения, но когда это будет сделано, на сайте ФИПИ не сказано. Ждем-с.
Что-то мне подсказывает, что если и будут какие-то поправки к первоначальному варианту, то незначительные.  В основу будут положены рекомендации, над которыми трудились работники ФИПИ.
Заметим, что на сегодняшний день школы, с одной стороны, и вузы, с другой, будут оценивать сочинения по-разному.

В школе сочинение собираются оценивать по системе зачет/незачет, и критериев оценки всего пять:

  • соответствие теме,
  • аргументация и наличие отсылок к литературе,
  • композицию,
  • качество речи,
  • грамотность.

Главными предлагается считать первые два критерия, три остальных тоже важны, но не столь существенны. Но это всё параметры, которые несколько эфемерны, размыты, подвержены субъективному толкованию  Что же касается объективного показателя — наличия ошибок — то тут выдвинуто предложение разрешить не более пяти речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на каждые сто слов. Можно обойтись и без количественного показателя: если ошибок в работе будет столько, что они «затруднят чтение и понимание текста», ученик получит незачет.

Вузы, если ничего не изменится, станут оценивать сочинение по 20-балльной шкале и по десяти основным критериям. К пяти упомянутым выше криериям добавят уточняющие параметры. Например, «грамотность» будет разделена на три части — соблюдение речевых, орфографических и грамматических норм.

Оригинальную точку зрения на проведение сочинения еще в июле высказал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. Он предложил вообще не оценивать грамотность выпускников в сочинениях. «Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел», — пояснил он. К счастью, к нему, кажется, не прислушались.