Познавательно и до чертиков смешно

Обложка книги В. Зимсана "Путеводитель по оркестру и его задворкам"

Не могу оценить, насколько хорош Владимир Зисман как музыкант. Просто не знаю. Что-то мне подсказывает, что весьма хорош! Зато твердо могу заявить, что как рассказчик, как начинающий писатель — он просто великолепен. Так увлекательно описывать такой скучный, казалось бы, процесс как непрерывное, изо дня в день, музицирование в составе оркестра — это надо уметь! Ненавязчиво, остроумно, увлекательно!

Я заметил, что после прочтения книги у меня немного изменился стиль речи – как устной, так и письменной.  Это всё Подниекс сделал! (помните «Золотую мину»?). Я хотел сказать, это Владимир Зисман виноват! Это навязанная им манера изложения! Не то чтобы я ее копировал, или хотел бы скопировать. Скорее, наоборот: я бы хотел воздержаться от копирования! На фоне чужих успехов попытки продолжать в том же духе наверняка смотрятся жалко.

Но у меня есть аналогия: когда вы слушаете красивую песню, вам хочется ей подпеть, а когда она закончится, продолжить пение, подхватить знамя, так сказать. Вот и здесь тот же эффект.

И вообще, не приходится ли мне этой манере по мере сил соответствовать просто потому, что вообще так надо делать, говоря о музыке?

С познавательной точки зрения эта книга — просто кладезь информации о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и вообще, обо всем, что окружает оркестр: гастроли, звукозапись и много чего еще.

У гобоиста Зисмана отменное чувство юмора. На первых же страницах книги читатель улавливает желание автора немедленно продемонстрировать наличие этого чувства. Возможно, как и меня, его это насторожит: когда незнакомец сходу начинает юморить, задирая планку, это может свидетельствовать о чем угодно, а не только о способности смешно шутить. Но дальнейшее знакомство с Владимиром Александровичем развеет сомнения: планка так и останется высоко поднятой до конца книги и ни разу не упадет в промежутке между стартом и финишем.

Только что узнал, что есть еще одна книжка, она написана Зисманом в соавторстве с Наринэ Абгарян. Называется «Вальс в четыре руки». Непременно прочитаю. Когда за дело берутся сразу двое неординарных литераторов, можно рассчитывать на двойное удовольствие!

(с) 2016

Фрагмент из книги:

По принципу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам, в которых звук возникает, когда струя воздуха рассекается о край отверстия.

… Когда я заканчивал институт, необходимо было написать дипломную работу, для того чтобы показать, что вуз выпускает более умного индивидуума, чем принимал. Проще всего было написать на пятидесяти страницах, как использовали гобой в оркестре выдающиеся композиторы прошлого и почему это так неудобно исполнять. Мне тема показалась не очень интересной, тем более что я тогда не знал толком, как они его использовали. Меня озадачила другая проблема. Дело в том, что начало каждого отдельного звука на духовом инструменте (если это не легато) определяется движением языка типа «ту», «ку», «тьфублин» и т. д., то есть плевком разной степени активности, в зависимости от степени лиризма музыкального материала. Частенько это надо проделывать достаточно быстро. И меня заинтересовало, почему это струнники двигают довольно большой, а зачастую и толстенькой ручонкой вместе со смычком с бешеной скоростью (вот в тремоло, например), а язык ворочается во рту как будто ты только что лизнул батарейку «Крона» 9В?

Я перекопал кучу литературы по устройству мышц языка, его иннервации и прочей ерунде, написал никому не нужную работу. А вот потом мне сильно повезло. Прежде чем работу сдать, я пришел проконсультироваться на эту тему к Владимиру Львовичу Найдину. Он тогда возглавлял отделение нейрореабилитации НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Это был фантастически талантливый, обаятельный и образованный человек. Он посмотрел работу, сказал, что если бы у меня было нормальное образование, то он взял бы меня к себе. Мы еще немного поговорили про вообще, а на прощание я не удержался и задал ему вопрос (в общем-то, по его части): «Почему флейтисты ненормальные?»

Он ответил, что этот вопрос его тоже интересовал. И дал ответ специалиста.

При лабиальном звукоизвлечении КПД использования воздуха очень мал: большая часть воздушной струи при ее рассекании уходит не на создание звучащего воздушного столба, а просто в никуда. В свисток уходит как раз меньшая. Отсюда повышенная потребность в воздухе и, как следствие, постоянная гипервентиляция мозга.

Еще один отзыв о книге В. Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам»: http://upapashi.narod.ru/zisman.htm

Сохранить

Сохранить