«Есть — люди, а есть — иные — и человеки»

На дне

Сцена из пьесы М. Горького «На дне»

 

Высказывание заставляет задуматься о том, что все люди разные. Каждый имеет свои цели, мечты. Также стоит отметить индивидуальность каждого человека, который имеет определённый характер, свой набор привычек, неповторимую форму лица. Но при всех индивидуальных различиях людей можно разделить на две больших категории: слабых («людей») и сильных («человеков»). Что же их отличает? Почему слабые зачастую оказываются на дне жизни и почему им так сложно выбраться со «дна»?

В пьесе Максима Горького «На дне» показана жизнь слабых (босяков), которые оказались в ночлежке, на дне жизни. Герои пьесы выброшены из обычной, полноценной жизни в результате глубоких социальных процессов. Многие из них оступились, недооценили последствия своих поступков. Кто-то, как Бубнов, просто поступил опрометчиво, кто-то, как Сатин, преступил закон.

Они не могут вернуться к прежней жизни и даже не пытаются что-то изменить в лучшую сторону. Все обитатели ночлежки теряют надежду перед жестокой действительностью. Но у них все еще есть выбор, который может повлиять на их будущее. Это выбор между  смирением, состраданием и утешением, с одной стороны, и активностью, борьбой, творчеством – с другой. Эти противоположные подходы в пьесе олицетворяют Лука и его антипод Сатин.

Лука проповедует гуманизм, но гуманизм пассивный, основанный на утешительной лжи. Успокой человека, придумай для него призрачный идеал, дай ему надежду на то, что все образуется, и жить ему станет легче – вот главная мысль Луки. Однако целительная сила лжи на деле зачастую оказывается причиной трагедий: Актер, узнав о том, что старик солгал ему о лечебнице, а значит, нет и надежды на будущее, видит только один выход — самоубийство; Пепел ради  мифической жизни в «золотой Сибири» идет на убийство Костылева и попадает на каторгу. «Спасительная» ложь Луки делает положение отверженных только хуже.

Таким образом, мы понимаем, что человеку недостаточно сострадания, чтобы выбраться со «дна».

У Сатина другая философия: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Сатин верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. Человек способен на многое, все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в жалости. Он достоин лучшей жизни, но идти к ней он должен сам, собрав силы и волю к жизни. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Жалость и сострадание не стоит вычеркивать из жизни, но не они помогут победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым, а кропотливая и воодушевленная работа над своими ошибками, осознание своих поистине безграничных возможностей. Именно так и должно происходить возвышение человека над самим собой, переход из слабых в сильные, из «людей» в «человеков».